"Хорошо
воспитанные дети — радость матери, гордость учителя".
Мониторинг уровня воспитанности
по опроснику Щуркова проводится в гимназии второй год. Полученные данные
имеют большое значение для совершенствования воспитательного процесса и
являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов в классных коллективах.
Диагностирование позволяет видеть динамику
улучшения или ухудшения качества воспитательного процесса как в отношении
одного ученика, так и класса, и школы в целом. Считается, что нельзя сравнивать между собой различные классы и
учеников, а лишь ученика в начале и в завершении воспитательного воздействия.
Данные фиксируются в специальных таблицах, отражающих личностный рост ученика.
При этом необходимо помнить, что результаты, полученные в ходе педагогической
диагностики, только выявляют развивающиеся тенденции, служат средством
формирования ценностных ориентаций, материалом для самосознания и способом
воспитания самооценки, а так же исходным моментом для планирования
скорректированной жизнедеятельности для выдвижения новых жизненных целей.
Положительно оценивать воспитательный
процесс как в отдельно взятом классе, так и в школе в целом, можно только
тогда, когда получаемые результаты фиксируют повышение уровня воспитанности и,
соответственно, личностного роста к выпускному классу, а общий результат много
выше показателей подростковых и младших классов.
Рекомендации
Для повышения уровня воспитанности
обучающихся рекомендуется: классным руководителям проанализировать и обсудить
статистические данные с обучающимися и их родителями, скорректировать план
воспитательной работы (включить в план мероприятия этической направленности),
обратить внимание на факторы, которые помогут улучшить воспитательный процесс
среди воспитанников.
Сегодня нужны люди,
активно развивающие и саморегулирующие свои индивидуальные способности,
деятельность и поведение. Их формирование возможно при условии, если
педагогические воздействия и внутренние стремления школьников, направленные на
самовоспитание и самоорганизацию, будут согласованными.
В определении признаков воспитанности
школьников необходимо учитывать их возрастные возможности. Будучи объектом
воспитания, школьники становятся субъектами активной деятельности и
самовоспитания не сразу, а по мере того, как развиваются их интеллектуальные
возможности, способность к оценке и самооценке, регуляции своего поведения и
поведения других, самостоятельной организации деятельности. При этом признаком
становления воспитанности выступает самостоятельное принятие правильного
поведенческого решения, степень проявления саморегуляции.
Учителю и классному
руководителю нужно помнить, что самостоятельность выражается в умении ставить
перед собой цели и задачи, принимать решения и делать оправданный, обоснованный
выбор способов деятельности. Тенденция к осуществлению самостоятельных волевых
поступков на основе усвоенных нравственных принципов и норм, моральных
убеждений и привычек отражается в саморегуляции.
Известно, что для учащихся, особенно
подростков, причастность к жизни коллектива, признание их коллективом являются
значимыми и ценными. Поэтому заданные ориентиры должны быть приняты и
поддержаны в социальном окружении школьника, прежде всего в классном
коллективе, что зависит от сформированности последнего. Таким образом, в связи
с формированием социально значимых качеств школьников встает задача изучения
развития классных коллективов, что мы делаем в первой четверти каждого учебного
года. Классные руководители имеют
возможность сделать сравнительный анализ в конце учебного года, самостоятельно
проведя социометрическое исследование.
Комментариев нет:
Отправить комментарий