Рекомендации к воспитанности


   "Хорошо воспитанные дети — радость матери, гордость учителя".
 
   Мониторинг уровня воспитанности по опроснику Щуркова проводится в  гимназии второй год. Полученные данные имеют большое значение для совершенствования воспитательного процесса и являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов в классных коллективах.
   Диагностирование позволяет видеть динамику улучшения или ухудшения качества воспитательного процесса как в отношении одного ученика, так и класса, и школы в целом. Считается, что нельзя сравнивать между собой различные классы и учеников, а лишь ученика в начале и в завершении воспитательного воздействия. Данные фиксируются в специальных таблицах, отражающих личностный рост ученика. При этом необходимо помнить, что результаты, полученные в ходе педагогической диагностики, только выявляют развивающиеся тенденции, служат средством формирования ценностных ориентаций, материалом для самосознания и способом воспитания самооценки, а так же исходным моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности для выдвижения новых жизненных целей.
   Положительно оценивать воспитательный процесс как в отдельно взятом классе, так и в школе в целом, можно только тогда, когда получаемые результаты фиксируют повышение уровня воспитанности и, соответственно, личностного роста к выпускному классу, а общий результат много выше показателей подростковых и младших классов.

   Рекомендации

Для повышения уровня воспитанности обучающихся рекомендуется: классным руководителям проанализировать и обсудить статистические данные с обучающимися и их родителями, скорректировать план воспитательной работы (включить в план мероприятия этической направленности), обратить внимание на факторы, которые помогут улучшить воспитательный процесс среди воспитанников.
  Сегодня нужны люди, активно развивающие и саморегулирующие свои индивидуальные способности, деятельность и поведение. Их формирование возможно при условии, если педагогические воздействия и внутренние стремления школьников, направленные на самовоспитание и самоорганизацию, будут согласованными.
   В определении признаков воспитанности школьников необходимо учитывать их возрастные возможности. Будучи объектом воспитания, школьники становятся субъектами активной деятельности и самовоспитания не сразу, а по мере того, как развиваются их интеллектуальные возможности, способность к оценке и самооценке, регуляции своего поведения и поведения других, самостоятельной организации деятельности. При этом признаком становления воспитанности выступает самостоятельное принятие правильного поведенческого решения, степень проявления саморегуляции.
  Учителю и классному руководителю нужно помнить, что самостоятельность выражается в умении ставить перед собой цели и задачи, принимать решения и делать оправданный, обоснованный выбор способов деятельности. Тенденция к осуществлению самостоятельных волевых поступков на основе усвоенных нравственных принципов и норм, моральных убеждений и привычек отражается в саморегуляции.
   Известно, что для учащихся, особенно подростков, причастность к жизни коллектива, признание их коллективом являются значимыми и ценными. Поэтому заданные ориентиры должны быть приняты и поддержаны в социальном окружении школьника, прежде всего в классном коллективе, что зависит от сформированности последнего. Таким образом, в связи с формированием социально значимых качеств школьников встает задача изучения развития классных коллективов, что мы делаем в первой четверти каждого учебного года.    Классные руководители имеют возможность сделать сравнительный анализ в конце учебного года, самостоятельно проведя социометрическое исследование.

Комментариев нет:

Отправить комментарий